Таллинский переход — история спасения Балтийского флота

29 Июль, 2017 год | Другие |
Таллинский переход — история спасения Балтийского флота

Недавно во всех кинотеатрах России стартовал «Дюнкерк», повествующий о выходе из окружения более трёхсот тысяч британских моряков и летчиков в самом начале Второй Мировой войны. Мы как-то рассказывали, что подвиг, о котором снят фильм «Чудо на Гудзоне», был совершён советскими лётчиками ещё задолго до посадки на Гудзон лайнера Airbus A320-214, но фильма об этом никто не снял. Таллинский переход проводился позже, чем Дюнкеркская операция, но подвиг, совершенный советскими войсками ради спасения личного состава, занял достойное место в истории Великой Отечественной войны.

Таллинский переход 

К началу войны главной базой Балтийского флота являлся Таллин. Советское командование не допускало появления у его границ противника, однако, уже 9 июля 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, что в 60 километрах южнее Таллина.

Уже 5 августа немцами была перерезана железная дорога Таллин-Ленинград, а 7 августа немецкие войска вышли к заливу в районе Кунда, отрезав советские войска в районе Таллина от основных сил советского Северного фронта. С 5 августа 1941 года началась Таллинская оборона.

Разрешение на эвакуацию флота было получено только 26 августа, когда немецкая артиллерия уже вела огонь по советским кораблям в Таллинском порту. Фактически командование флота приступило к подготовке эвакуации ранее, 22 августа, что также было запоздалым решением.

Утром 27 августа командующий флотом Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и посадки на суда, первыми на борт вошли раненые. Грузили боевую технику и наиболее ценное имущество. На крейсер «Киров» был погружен золотой запас и правительство Эстонии. Отход и посадка войск прикрывались береговой артиллерией флота и заградительным огнём кораблей.

Отходя, взрывались объекты и материальные средства базы, весь арсенал, сбрасывались в море вагоны с боеприпасами. Основные силы начали посадку уже ночью, завершив ее на рассвете 28 августа. Приняв личный состав и технику, суда выводились с рейда в район формирования конвоев буксирами.

По подсчетам Р. А. Зубкова, на кораблях находилось: 28 573 бойцов (личного состава экипажей кораблей и береговых служб флота — 19 903 человека, из 10-го стрелкового корпуса — 8 670 человек), а также 12 806 гражданских лиц (в их числе 1 179 членов экипажей гражданских судов) и 613 вольнонаемных служащих флота. Итого: 41 992 человека.

Ситуация усугублялась погодными условиями, волнение на море усилилось до 7 баллов. Так, отход отложился до дня 28 августа. Практически сразу после выхода из Таллина начались подрывы морских мин в тралах. По кораблям и транспортам несколько раз безрезультатно открывала огонь береговая артиллерия противника.

В ночь с 28 на 29 августа подорвались два из пяти тралов — «Барометр» и «Краб». Вслед за этими неприятностями подорвалась подлодка С-5, почти весь экипаж погиб. Подорвался на мине и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов», получил тяжёлые повреждения эсминец «Гордый». Из состава отряда прикрытия вслед за этим подорвался и погиб эсминец «Скорый»; лидер «Минск» и эсминец «Славный» в результате подрывов были тяжело повреждены. Посреди ночи стали на якорь, к этому моменту были утеряны 26 кораблей и судов.

С наступлением рассвета, утром 29 августа, корабли отрядов главных сил направились в Кронштадт. Начались непрерывные авианалеты. Весь день корабли шли на Кронштадт под массированным обстрелом. Были утеряны ещё несколько судов.

Героическими действиями экипажей остальных кораблей и судов под огнём вражеской авиации были спасены в море свыше 9 300 человек, ещё свыше 6 100 человек сошли на остров Гогланд с подошедших к нему горящих или прибуксированных повреждённых кораблей. Для спасения людей в море высылались корабли из Кронштадта, с Гогланда и с острова Лавенсаари, на их счету тысячи спасённых жизней.

В Кронштадт продолжали прибывать отрядами и разрозненно уцелевшие корабли и суда — всего 107 единиц. Немецкая авиация бомбила острова Гогланд и Лавенсаари, добивая стоявшие у них ранее поврежденные транспорты (разбито и потоплено 6 единиц). В этот же день началась перевозка спасённых бойцов, членов команд и граждан с Гогланда в Кронштадт и Ленинград.

Таллинский переход - история спасения Балтийского флота

Таллинский переход - история спасения Балтийского флота - ГосИндекс