Павленский: От зашитого рта до сексуального насилия

17 Январь, 2017 год | Другие |
Павленский: От зашитого рта до сексуального насилия

Несколько дней назад стало известно, что известный художник-акционист Петр Павленский принял решение покинуть Россию и эмигрировать во Францию в связи с доследственной проверкой его и его гражданской жены Оксаны Шалыгиной по статье 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера»).

Заявление об изнасиловании актрисы Театр.doc Анастасии Слониной, которое она написала на пару, художник назвал «доносом, а пострадавшую обвинил в сотрудничестве с полицией.

Это далеко не первый контакт скандального художника со следственными органами. За свою карьеру арт-акциониста Павленский несколько раз заключался под стражу и приговаривался к тюремным срокам, однако, каждый раз, по различным причинам, наказания избегал.

Петр Павленский стал известен после акции «Шов», когда в поддержку Pussy Riot он зашил себе рот у стен Казанского собора в Санкт-Петербурге. Был задержан, врачом-психиатром признан вменяемым.

«Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду»

Фотография Павленского с зашитым ртом стала одной из лучших по версии Reuters в 2012 году.

Следующим перформансом стал «Кокон» — символичная акция у здания Законодательного собрания в Санкт-Петербурге, куда нагого и обёрнутого в колючую проволоку Павленского принесли друзья. Он молчал и игнорировал действия окружающих, пока полицейские не освободили его проволоки при помощи садовых ножниц.

«Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться».

Конечно, наибольшую известность художнику принесла «Фиксация» — поздравление от Павленского ко Дню милиции, в ходе которого он прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке на Красной площади.

Завести дело по статье ч. 1 п. «б» ст. 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве на Павленского удалось завести только со второго раза, но неясности с составом преступления и некорректность формулировки инкриминируемого деяния противоречила Конституции РФ, нарушая права подозреваемого на защиту — дело заглохло.

В 2014 году либеральный художник не мог не обратить внимание на государственный переворот на Украине, потому акция «Свобода», проведённая 23 февраля, была похожа на кусочек Майдана в северной столице России.

Примерно в 8 утра на Мало-Конюшенный мост привезли около полусотни автомобильных покрышек, бензин, металлические листы, палки, а также чёрный анархистский и сине-жёлтый украинский флаги. Подоженные покрышки потушили уже через 20 минут, на чем акция и закончилась.

Павленский и трое других участников акции были задержаны, в их отношении были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.1, ч. 1 и статьи 20.2, ч. 5 КоАП РФ. Полицейские приняли решение завести дело об уголовной ответственности за мини-Майдан, однако, протокол снова был составлен с ошибками. Практически  через год на художников было заведено новое дело по уголовной статье «Вандализм», после чего в домах участников акции «Свобода» начались обыски.

В октябре 14-го Петр решил обратить внимание общества на использование психиатрии в политических целях. На заборе института Психиатрии им. Сербского в Москве художник отрезал себе ножем мочку правого уха.

«Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы».

Последняя акция Павленского получила название «Угроза». Не опасаясь последствий акционист поджег дверь первого подъезда здания органов госбезопасности на Лубянке, после чего не сдвинулся с места, ожидая своего задержания с канистрой в руках.

Обвинения по статье «Вандализм» сам художник попросил переквалифицировать в дело по статье «Терроризм», что, конечно же, сделано не было. Более того, Павленского отпустили, обязав выплатить штраф в размере около миллиона рублей.

Физическое насилие для Павленского не только часть искусства — в его гражданском браке также не обходится без отрезается конечностей. В интервью радио «Свобода» его сожительница Оксана Шалыгина призналась, что лишила себя мизинца в качестве наказания за враньё мужу.

Является ли отъезд Павленского потерей для России — неясно. Хочется верить, что дело об изнасиловании актрисы Слонихой будет доведено до логического завершения и все виновные, вне зависимости от их местонахождения, понесут справедливое наказание.

Павленский: От зашитого рта до сексуального насилия - ГосИндекс