«Сила Сибири» — двигатель экономики

4 Сентябрь, 2014 год | Мнения,Россия |
«Сила Сибири» — двигатель экономики

Любой новый проект – даже тот, который выглядит чрезвычайно выгодным, — всегда несет в себе множество проблем и вопросов. Газопровод «Сила Сибири» — как раз такой случай: его функционирование позволит России заработать на экспорте газа в Китай. Однако по мере строительства и функционирования «трубы» возникнет немало противоречий заинтересованных сторон.

В начале сентября началось строительство нового газопровода «Сила Сибири», который доставит газ Восточной Сибири в города и села к востоку от Байкала, а затем пойдет в Китай. В мае Газпром заключил контракт на 30 лет на поставку в Китай 38 млрд куб. м газа в год. Сумма контракта – 400 млрд долл. за три десятилетия. «Сила Сибири», кроме снабжения отечественных потребителей, обеспечит выполнение экспортного контракта.

Новый газопровод – часть большого проекта по переориентации российского экспорта газа на восток. В частности, Газпром ведет переговоры с Китаем об экспорте еще 30 млрд куб. м газа в год и строительстве под эти цели еще одного газопровода.

Арифметика проекта: «плюсы» и «минусы»

«Плюсы» такого большого проекта очевидны. Первый из них — экономический: Россия получила надежного покупателя, потребности которого в газе постоянно возрастают. Благодаря строительству и дальнейшему функционированию газопровода наши производственные мощности, обеспечивающие экспорт, будут стабильно загружены еще 30 лет. Рабочие места, поступления валюты, налоги — все это даст новый газопровод.

Другой «плюс» — геополитический. Сейчас бОльшую часть своего газа Россия экспортирует в ЕС. Отсюда – постоянная зависимость от потребностей европейцев. В непрекращающихся спорах с Европой об экономике и политике нередко замешаны «газовые интересы». Учитывая курс ЕС на снижение потребления российского газа вкупе со стремлением обеспечить политическую податливость России, зависимость от экспорта в Европу – не лучший сценарий для отечественной газовой отрасли и всей страны.

«Минусы» проекта менее очевидны, но и они есть. Во-первых, зависимость российского экспорта от воли европейцев может дополниться зависимостью еще и от китайцев. В условиях, когда отношения России с западными партнерами обострились, Китай как крупный потребитель получает инструмент давления на Россию.

Во-вторых, строительство газопровода финансирует Газпром. Стоимость строительства разными чиновниками оценивается в 55 – 70 млрд долл. Деньги это немалые, выложить их за четыре года (газопровод должен быть закончен в 2018 г.) трудно даже для «Национального достояния». Китай перечислит Газпрому авансом 25 млрд долл., но компании, скорее всего, все же придется заимствовать. А поскольку источников заимствований не много, учитывая антироссийские санкции, то кредиторами будут либо китайские банки (а их ставки по кредитам могут оказаться выше западных), либо российский бюджет. Последнее значит, что минимум 30 млрд долл. недополучат в ближайшие годы все другие проекты в России.

Еще один «минус» — следствие первого и имеет отдаленную перспективу. Снижающиеся темпы роста экономики Китая означают, что газа Китаю будет требоваться с каждым годом все больше, но темпы увеличения потребности в ресурсе будут падать. В то же время, Китай стремится снизить свою зависимость от импорта энергоресурсов, разрабатывает технологии для получения газа из ранее неосвоенных источников, диверсифицирует источники поставок, строит новые терминалы по приему сжиженного газа. А потому через 30 лет потребности КНР в российском газе могут стать скромнее. Газопровод к тому времени будет требовать реконструкции. Это может создать новые проблемы – поиск источника средств на реконструкцию, споры о ее необходимости.

Вопросы с позиции «Силы»

Но уже сейчас в проекте за всеми «плюсами» и «минусами» скрывается множество внутрироссийских конфликтов. Например, сможет ли не только Газпром, но и Роснефть, прокачивать газ по «Силе Сибири» в Китай? Газпрому такая конкуренция на китайском рынке не нужна, но отказать Роснефти он, похоже, не сможет: слишком велик «лоббистский ресурс» компании. А вот для страны в целом противостояние двух гигантов российской экономики может обернуться стимулом: в случае «победы» Роснефти, компания сможет дополнительно обеспечить своих подрядчиков и сотрудников работой.

А вот еще вопрос: если Газпрому потребуется кредит на строительство газопровода, какие именно проекты недополучат государственное финансирование? Очевидно, что приоритетные расходы – на ВПК, армию, поддержку тяжелой промышленности, ряд инфраструктурных проектов – не урежут. Но и все другие — образование, здравоохранение, сельское хозяйство и прочие — урезать нельзя. Значит, придется повышать эффективность госрасходов и труда чиновников. Вывод прост: потребуется жесткое пресечение коррупции во всем госаппарате, увольнения и оптимизация штата.

Или другой вопрос: на что пойдет прибыль Газпрома? Проще говоря, кто и как потратит 400 млрд долл.? Если попробовать дать деньги всем желающим их «отнять и поделить», денег так ни на что и не хватит. На этот вопрос проще всего ответить: в виде налогов частично эти средства поступят в бюджет. Другая часть средств – будущая инвестиционная программа Газпрома: чтобы и далее газ был на наших кухнях и электростанциях, компания должна вложить средства в разведку и разработку новых месторождений, создание транспортной инфраструктуры. А чтобы и дальше экспортировать газ за рубеж и получать прибыль, Газпром должен построить соответствующие мощности. Иными словами, со временем 400 млрд долл. превратятся в комфорт рядовых потребителей и «умножатся» на внешних рынках. Но этого придется подождать: моментального улучшения жизни с запуском газопровода не произойдет.

В итоге надо признать: «Сила Сибири» — проект, выгодный России. Однако, как и везде, «дьявол кроется в деталях»: строительство «трубы» принесет не только поступления в бюджет (они-то будут потом), но еще и множество вопросов. Среди них нет нерешаемых проблем. Однако решения каждый раз будут рождаться в спорах.

Вадим Николаев

Теги:
"Сила Сибири" - двигатель экономики - ГосИндекс