Нелюбовь: Ежедневная трагедия Звягинцева

Нелюбовь: Ежедневная трагедия Звягинцева

В начале лета мир увидел новый фильм Андрея Звягинцева под названием «Нелюбовь». Миру понравилось: пятая картина режиссёра завоевала «Приз жюри» Каннского кинофестиваля. А понравилось ли российскому зрителю?

Отношение к творчеству Звягинцева было искажено излишней политизацией его предыдущей картины. «Левиафан» был воспринят критически, режиссёра обвиняли в «работе на Запад» и антироссийской пропаганде. «Нелюбовь» воспринялась, как продолжение непатриотичной деятельности Звягинцева. И, если человек очень хочет увидеть где-то политику, то он ее непременно увидит.

Сюжет: фильм рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) – ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! 

Жестокость героев по отношению к себе и другим удивляет. Тем не менее, у каждого есть своя мотивация. Следует разобрать каждого героя по-отдельности:

Борис

Мы знаем, что Борис — сирота. У него никогда не было семьи, потому, с одной стороны, он очень хочет близости, но, с другой стороны, совсем не знает, что с этой семьей делать, когда все перестаёт быть радужным. Он обещал безоблачное будущее Жене, а теперь бросает ее. У него уже есть новая девушка, она вот-вот родит, и «ему никогда не было ни с кем так хорошо», но на последних минутах фильма мы видим, что все уже закончилось, не успев начаться — в новом браке он также несчастлив. И Алёша, и новый ребёнок для него — вещи, без которых не может быть семьи.

Девушка Бориса 

Маша представляется очень наивной эгоисткой. Ключевая сцена: во время поисков пропавшего ребёнка она обвиняет Бориса в том, что «он там с бывшей».

Женя

Женя «просто хочет быть счастливой», и ее можно понять. Только проблема в том, что счастье ее очень эгоистично. Своему новому любовнику она говорит: я тебя люблю, я никогда никого не любила, кроме мамы, но она на меня кричала. Ей очень обидно, что мама так себя вела, но по отношению к своему ребёнку она ещё более жестока. Женя очень хочет любви, но для неё это что-то вроде «эгоизма на двоих».

Нелюбовь: Ежедневная трагедия Звягинцева

Парень Жени 

Антон — состоятельный мужчина 50 лет, и ему очень одиноко. Дочь, живущая в Португалии, достаточно редко звонит, но и во время этих звонков никакой «душевной связи» между родителем и ребёнком нет. Женя для Антона, в некотором роде, заменяет дочь.

Алёша

Алёша — ребёнок, но и все герои тоже дети. Дети запутались, детям очень обидно, дети не знают, что делать со своей жизнью. Алёша просто убежал от мира «Нелюбви», где ребёнок для родителей что-то вроде робота. Когда Женя и Борис кричали друг на друга, решая, куда деть Алёшу — в детдом или к бабушке — они даже не могли предположить, что Алёша это услышит, ведь его уже уложили спать. Но кто будет спать, когда рядом кричат? Они не видят в нем человека, они ни в ком не видят людей.

 

Нелюбовь: Ежедневная трагедия Звягинцева  Нелюбовь: Ежедневная трагедия Звягинцева

Фильм про трагедию, которая гораздо страшнее, чем, например, война на Донбассе. Никто никого не любит, но все хотят быть счастливыми. Никто не готов решать проблемы в отношениях, все только хотят инфантильно бегать из пары в пару, носить с собой этот груз, рожать детей, нагружать и их своей болью, чтоб те потом передали ее своим детям. И ничего настоящего не осталось, но никто не виноват. Алеша, которого не любила мама, остался ветхим объявлением о пропаже, висящим на столбе.

Нелюбовь: Ежедневная трагедия Звягинцева - ГосИндекс